Маркетинг на рынке интеллектуальной собственности

Бурное развитие информационных технологий превратило интеллектуальную собственность в один из более ликвидных товаров. Этот ресурс может, как магнит, притягивать к себе серьезные инвестиции, а широкое внедрение новых технологий и продвижение научных разработок в производство дает мощный толчок развитию внутренних отраслей промышленности. Да и сама собой интеллектуальная собственность — очень ценный источник доходов. В развитых странах это поняли давно, и теперь надежная правовая система защиты интеллектуальных активов позволяет США, Японии и странам Европы получать весомые экономические дивиденды.

Понятие «маркетинга интеллектуальной собственности». Маркетинг (marketing) в переводе из английской означает «рыночная деятельность». Сначала маркетинг рассматривали как экономическую деятельность, что заключается в продвижении товаров и услуг от производителя к потребителю. В дальнейшем функции маркетинга значительно расширились и стали охватывать процессы от возникновения идеи нового товара или услуги к послепродажному их обслуживанию.

Интеллектуальный потенциал, сконцентрированный в Украине, также мог бы стать надежной основой возрождения отечественной экономики. Мог бы, но не стал. Понадобились годы, чтобы шаг за шагом создать национальную систему защиты интеллектуальной собственности. Была сформирована необходимая нормативно-правовая база, заложено основы регуляции отношений в этой сфере: сегодня действующее законодательство Украины содержит основные положения, связанные с получением, осуществлением и защитой прав интеллектуальной собственности.

Кроме того, ведется работа из гармонизации украинского законодательства с международными нормами. Принятые в последнее время меры позволили учесть требования ТРИПС — соглашения СОТ о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Внесены изменения в Криминальный и Таможенный кодексы Украины, Кодекс об административных правонарушениях, в законы «Об авторском праве и смежных правах» и «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм».