Определение и содержание маркетинга

Определение и содержание маркетинга. Наука и искусство деятельности в условиях рыночной экономики концентрируется в понятии маркетинга.

Используется несколько определений маркетинга, наиболее распространенными среди них есть такие:
Маркетинг — это процесс планирования и воплощения идеи, ценообразования, продвижения и реализации товаров и услуг путем обмена, что удовлетворяет цели отдельных личностей и организаций.

Или: маркетинг — рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия, направленная на изучение рынка и экономической конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентация на них товаров и услуг, которые производятся.

Целями маркетинга являются формирование и стимулирование спроса, обеспечения обоснованности управленческих решений и планов работы предприятия (фирмы), а также увеличения объема продажи, рыночной частицы и прибыли. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, — главный лозунг маркетинга. Другими словами, предприятие должно осуществить изучение потребности конкретных потребителей, в соответствии с полученными данными доработать и усовершенствовать товар и только потом выйти с этим товаром на рынок. А не наоборот: произвести товар, а затем чувствовать серьезные трудности его продажи.

Маркетинг — это не навязывание и проталкивание товара, а научно разработанная концепция анализа и учета требований покупателей, требований конкретного сегмента рынка, разработки в соответствии с выявленными требованиями нового товара; это система организации его продажи, включая мероприятия по стимулированию сбыта и рекламы; это также и система каналов продвижения товаров (посредники, филиалы и др.).

Маркетинг как концепция управления сложился в 60-70 годы, хотя первые его проявления наблюдались в конце 20-х и непосредственно после второй мировой войны. Это связано в первую очередь с активным развитием НТП в отрасли информационной инфраструктуры и компьютеризацией внутрифирменного управления, а также с возникновением значительных осложнений сбыта на большинстве товарных рынков (фармацевтический рынок не является исключением). В значительной мере маркетинговая концепция направлена на видоизменение и приглаживание конкурентной борьбы путем выявления целевого рынка, рыночного «окна» и рыночной «ниши», еще свободных для внедрения нового или усовершенствованного товара, во избежание прямой или агрессивной конкуренции и работать в режиме сурового распределения его сегментов.

В условиях перехода к рыночной экономике деятельность предприятия может быть ориентирована преимущественно на концепцию сбыта или маркетинга.

Концепция маркетинга отображает преданность фирмы теории суверенитета потребителя. Предприятие или компания производят то, что необходимо потребителю, и получают прибыль за счет максимального удовлетворения его потребностей. Для превращения фирмы, которая ориентирована на сбыт, в компанию, направленную на удовлетворение потребностей рынка, необходимый значительный период напряженной работы.

Исходя из определения, в маркетинге выделяются три взаимоувязанные сферы:
— первая — принятие решений из выбора потребителя, производства или реализации определенного товара и рынка;
— вторая — «три кита» маркетинга: сбыт, реклама, сервис;
— третья — внутреннее управление маркетингом на фирме (планирование, финансирование, организация производства соответствующих товаров).

Система маркетинга предусматривает решение таких заданий:
— комплексное изучение рынка;
— выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;
— планирование товарного ассортимента и цен;
— разработка мероприятий для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;
— планирование и осуществление сбыта;
— разработки мероприятий по усовершенствованию управления и организации производства.

Маркетинговое управление становится необходимым в условиях насыщения конкурентного рынка товарами и услугами, превышения предложений над спросом, то есть создание рынка покупателя.

Сравнение рынка продавца и рынка покупателя свидетельствует, что на рынке продавца товарный ассортимент обеднелый, конкуренция отсутствует, покупатель находится в полной зависимости от продавца. На рынке покупателя — противоположная ситуация.

Рынок насыщен разными товарами и услугами. Товаропроизводители и продавцы конкурируют между собой в борьбе за покупателя. Покупатель сам решает, что и когда покупать, и этим определяет, какие товары следует производить.

Добавить комментарий