Перспективы развития коммерциализации интеллектуальной собственности на Украине

Коммерциализация или трансфер высоких технологий для Украины явление новое. В стране доныне нет инфраструктуры для маркетинговых исследований, изучения спроса-предложения на технологии, нет налаженного механизма оценки и защиты интеллектуальной собственности. И разобраться даже в единственном вопросе, чья же собственность передается компании в виде технологического процесса, разработанного много лет тому назад большим научно-исследовательским коллективом, или несколькими коллективами, чаще всего бывает крайне сложно.
И хотя венчурный рынок в нашей стране еще не сформирован, интерес заграничных компаний к уже имеющимся в Украине наукоемких разработкам достаточно высокий. Многие компании хотят и могут работать с украинскими учеными и технологами, однако им всегда недоставало соединительного звена — посредника, способного говорить на одном языке и с заказчиком, и с разработчиком новой технологии, хорошо понимать тонкости и самого технологического процесса, и правовых условий легальной передачи его заинтересованной стороне.

В рамках подписанного соглашения о создании Украинско-американского центра по коммерциализации технологий на рынке Украины появились несколько таких посредников. Среди них компания AVentures, она на протяжении многих лет занимается инвестированием в проекты hі-tech, и будет способствовать поиску эффективных технологий, перспективных для использования международными корпорациями. Первые три ее филиала откроются в наибольших промышленных центрах Украины уже в 2003 году.

Практический опыт и статистические данные показывают, что наибольший интерес к украинскому рынку интеллектуальной собственности проявляют европейские компании. Причина, на взгляд автора, заключается в территориальной близости и высокой развитой научных и культурных связей Украины и Европы.

В соответствии со статистикой, интерес азиатских стран к украинским технологиям не очень большой. Однако субъективный опыт говорит о обратном. Южнокорейские и японские компании чрезвычайно активны на нашем рынке интеллектуальной собственности. Такие гиганты, как LG и Samsung, имеют в Украине дочерние структуры, которые специализируются на поиске и трансфере технологий, что охватывают, практически, все сферы науки, связанные с полупроводниками, электроникой, телекоммуникациями, производством электроаппаратуры и бытовой техники. Ряд японских фирм, таких, например, как «Сумимото», на протяжении многих лет принимает участие в патентовании украинских разработок.

Страны Северной Америки, США и Канада, занимают промежуточное место на рынке украинской интеллектуальной собственности. Американские венчурные капиталисты присутствуют на нашем рынке через свои дочерние структуры или украинских партнеров, например, через специализированные консалтинговые фирмы. Участие посредников такого рода в данном случае очень важно, поскольку они обеспечивают взаимопонимание между представителями двух разных деловых культур, а также языковую совместимость. Чисто психологически американскому инвестору или промышленнику легче вести дела с американской же компанией, что представляет новую технологию, не особенно интересуясь вопросам, откуда эта технология появилось.

Для того чтобы деятельность по коммерциализации технологий увенчалась успехом, необходимо пройти последовательно все этапы инновационного процесса: сформулировать рыночные преимущества технологии, подготовить убедительное коммерческое предложение, найти свою целевую группу потенциальных инвесторов, заключить контракт, довести продукт до стадии привлекательного товара, наконец, сделать „сигнальную” партию и начать завоевание рынка.
На всех этапах разработчикам понадобится помощь — финансовая, техническая, информационная, патентно-правовая поддержка и т.д. Но именно главное, на взгляд автора, это осознание того, что коммерциализация технологий — это не просто НИОКР, а, в первую очередь, проект, что подчиняется всем закономерностям проектно-ориентированного менеджмента. Должны быть четко сформулированные цели и методы их достижения, определенные источники ресурсов, должна быть сформирована надежная, энергичная и компетентная команда, куда должны войти специалисты разного профиля — ученые, менеджеры, юристы (пусть даже каждый в количестве одного человека). Члены команды должны быть объединены неформально или юридически, иметь сильную мотивацию, между ними четко должны быть распределенные права и обязанности.

Все вышеупомянутые условия сильно увеличивают вероятность успеха. Существует эмпирическая зависимость между количеством сначала отобранных и успешных инновационных проектов. Из ста сначала отобранных технологий десять получают финансирование, из этих десяти только одна оказывается коммерчески зажиточной. Однако такая статистика не может и не должна быть основой для пессимизма.

Процесс коммерциализации науки в Украине имеет красивые перспективы. В зависимости от того, насколько грамотно сформулированная цель, преимущества технологии, избранная стратегия, подобранные люди — от этого зависит успех работы.