Понятие менеджмента, его суть, задачи, функции

Менеджмент и образованные на его основе понятия — финансовый менеджмент, производственный менеджмент, стратегический менеджмент и другие — все более широкое используется в разных публикациях, научных изданиях, учебной литературе, газетных материалах.

Управленческая деятельность осуществляется в разной экономической среде. В нашей стране был накоплен большой опыт управления в централизованной экономике. Разработка достаточно детализированных планов, которые охватывают деятельность десятков тысяч предприятий, обеспечения их ресурсами, распределение сделанной продукции требовали и соответствующего инструментария и кадров для его эффективного применения. Отечественная экономика имела и выдающихся организаторов производства, и известных исследователей, которые получили широкое международное признание. Достаточно здесь назвать имена В.В.Леонтьева и Л.В. Канторовича. Знаменитый метод “затраты — выпуск” В.В. Леонтьева опирается на балансовые разработки, выполненные в России в 20-ые годы. Теория линейного программирования была разработана Л.В. Канторовичем также исходя из потребностей централизовано управляемой экономики.

Однако жизнь убедила, что искусственное ограничение рынка существенно обедняет мотивационный механизм хозяйственной системы. Это затребовало изучение опыта управления в рыночной среде, накопленного в экономически развитых странах, адаптации этого опыта к специфическим условиям нашей экономики.

Обобщению этого опыта, развитию теории менеджмента за рубежом посвящены многие публикации. И это естественно, поскольку квалификация менеджеров, уровень управления в значительной, а временами и в решающей, мере определяют конкурентноздатнисть организации. Сложность и масштабность необходимых превращений при ограниченности ресурсов превращают уровень менеджмента в решающий фактор успеха.

Современный менеджмент представляет единство следующих основных моментов.

Менеджмент — это вид деятельности по управлению людьми в организации, особенный вид управления.

Управление — шире, чем менеджмент, понятие. Оно относится к разным сферам и видам деятельности, объектам и субъектам.

Менеджмент — это управление в открытой, рыночной экономике. Объектом управления здесь является экономически самостоятельная организация. Она осуществляет свою хозяйственную деятельность в каких-нибудь отраслях (производство или предоставление услуг), разных сферах (разработка, производство, сбыт продукции, сервисное обслуживание и т.д.). Целью деятельности такой организации является получение прибыли или услуг для своих участников.

Менеджмент — персонифицированное управление, неотделимое от менеджеров, которые осуществляют такую деятельность на профессиональной основе. Это означает:
— наличие у менеджера общего и профессионального образования;
— овладение им определенными знаниями и навыками, необходимыми для осуществления данной деятельности;
— занятие в организации управленческой должности;
— умение менеджера добиваться целей организации, используя ее ресурсы, эффективно влияя на мотивы поведения других людей.

Менеджмент — это область человеческого знания, что позволяет повысить эффективность деятельности менеджера.

Значимость менеджмента как виду деятельности вовлекла в его изучение многих исследователей, представителей разных наук. Это обусловлено междисциплинарным, интеграционным характером предмета исследования. Важные вехи в истории менеджмента связаны с использованием достижений других наук — математики и общей теории систем, экономики и психологии, технических наук и философии.

Однако в данное время менеджмент нельзя ограничивать только теоретической областью. Причина тому — и сложность ее предмета, и молодость самой науки, и невозможность, а временами и вредность, попыток детальной регламентации действий человека. Поэтому в современном менеджменте особенную роль играет ситуативный подход, когда анализируется конкретная организация, что имеет определенную структуру, мотивация работников данной организации, взаимодействие этой организации с внешней средой. В рамках такого анализа рассматриваются технические, экономические, социальные, политические, экологические аспекты, что обусловливает интеграционный характер знаний.

На этой основе становится возможным синтез науки и искусства управления путем выхода на более общие и сложные адаптивные саморегулирующие системы. Организация рассматривается как открытая система, что приспосабливается к изменениям внешней среды.

В начале XX столетия наиболее могучее влияние на менеджмент исправляло состояние материальной базы производства, развитие технологий. Это привело к появлению классического направления аналітико-раціоналістичного в менеджменте. Успехи в психологии, науках о поведении привели к появлению в менеджменте “школы человеческих отношений”. Осложнение внешней среды затребовало использование сложного математического инструментария — и в менеджменте формируется школа количественных методов. В восьмидесятые годы в центре внимания находится анализ организационной культуры как могучего инструмента современного менеджмента. Предусматривается, что его эффективность в решающей мэре зависит от человека, учета стереотипов его поведения, обычаев, традиций, ценностей. Наконец, в девяностые годы можно говорить о “ренессансе” технократического подхода. В современных условиях растет зависимость менеджмента от уровня технической оснащенности организации. Без определенного уровня оснащенности невозможное применение современных информационных и управленческих технологий, а следовательно — обеспечение конкурентоспособности организации.

Решение задач осуществляется в процессе выполнения основных функций менеджмента с помощью определенных методов и инструментов. Выполнение управленческих функций связано с принятием решений, которые включают сбор информации, выявление и анализ возможных альтернатив, выбор варианта действий, реализацию решения и анализ его эффективности.

Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация, регуляция и контроль. Некоторые авторы к числу функций относят также прогнозирование, анализ, руководство, координацию и т.д. Однако принципиальным является не число выделенных функций, а трактовка их содержания.

Все функции менеджмента взаимозависимые и образуют систему. Исходный пункт разработки плана — обґрунтування стратегии развития организации на основе прогнозов. Необходимо также учитывать анализ выполнения плана в предыдущем периоде на основе информации, полученной в ходе контроля. Мотивация исполнителей требует ресурсов, которые должны быть предусмотрены в ходе их планового распределения. Организация как функция менеджмента должна обеспечить реализацию разработанных планов. В то же время и сумму организационную структуру является результатом планирования.

Функции менеджмента образуют единственный процесс управленческой деятельности, где каждая функция относительно самостоятельна, имеет свои специфические методы, инструменты. Содержание каждой из функций также развивается

Выполнением основных функций менеджмента занят весь аппарат управления. Однако определяющее значение имеет деятельность руководителя, что исполняет разные роли. Эти роли взаимозависимые.

Ведущая роль руководителя связана с принятием решений. Для обґрунтування принятия решений необходимый обмен информацией внутри организации и с внешней средой. Определяющей характеристикой менеджмента является то, что это управление людьми. Отсюда — значимость межличностных ролей руководителя.

Рассмотрение основных функций менеджмента и ролей руководителя является центральной проблемой менеджмента.