Программы повышения производительности и качества как составляющие программ повышения конкурентоспособности предприятия

Достаточно часто, как это доводит практика, программы повышения конкурентоспособности предприятия находят свое воплощение в маркетинговых программах, программах реструктуризации, программах повышения качества, программах повышения производительности и эффективности и тому подобное.

Распространенной и часто применяемой составляющей программы повышения конкурентоспособности является программа повышения качества, которое представляет собой план деятельности организации, направленный на разработку и внедрение комплексного подхода к обеспечению и повышению качества продукции и основных выполняемых на предприятии процессов.

Использование программ повышения качества помогает предприятиям стать лучше из лучших. Реальным примером этого можно навести историю Hyundai Motors. Очутившись в состоянии тяжелого системного кризиса, что был частично вызван очень низким качеством продукции, компания использовала программу сурового контроля качества, составляющими которого были:
— увеличение численности персонала, что осуществлял контроль;
— надел его широкими полномочиями;
— проведение специальных тренингов, переподготовка кадров;
— проведение специальных тестов и исследований для выявления дефектов разных комплектующих;
— систематическое обсуждение проблемы качества на высшем уровне руководства.

Как результат, процент дефектов, что составлял 23%, уменьшился больше, чем вдвое, и стал ниже соответствующих показателей американских компаний, выросло доверие к Hyundai Motors у потребителей, а с ней и спрос на продукцию. Наконец, компания вошла в десятке мировых лидеров-производителей легковых автомобилей.

Широко применяются в практике современных бизнес структур и программы повышения производительности, которые представляет собой план деятельности организации относительно повышения производительности разных элементов производственной деятельности (производственных и управленческих процессов, использования ресурсов и тому подобное).

Процесс повышения производительности на предприятии является процессом непрерывным и предусматривает принятие решений относительно обозримого комплекса вопросов. Как правило, он требует от руководства компании или отдельного подраздела (в зависимости от организационного уровня, на котором решается задание повышения производительности):
1. Определить и установить приоритет целей предприятия, в т.ч.:
— прийти к согласию о троих или больше важнейших целей, которые должны быть достигнуты благодаря усилиям по повышении производительности;
— решить вопрос о приоритетах.

2. Определить критерии объема производства в рамках организационных ограничений:
— описать количественно каждую из целей;
— выучить все ограничения относительно капитала, персонала, технологии, рынка и тому подобное.

3. Подготовить программу действий:
— разработать детали для каждой фазы деятельности;
— спроектировать организационные изменения;
— выдать задание исполнителям;
— составить окончательные подробные программы действий с указанием процедуры их осуществления.

4. Устранить известные препятствия на пути повышения производительности
— исправить очевидные недостатки в работе (узкие места в производственных мощностях; безрасчетливые повторяемые рабочие элементы и расточительные расходы)

5. Разработать системы и методы измерения производительности:
— избрать показатели производительности для данной совокупности целей;
— использовать их для вычисления индексов производительности базисного периода;
— использовать их для будущих сравнений.

6. Приступить к выполнению программы действий:
— ввести изменения, которые обещают значительное повышение производительности в существующих проектах;
— сосредоточить внимание на приоритетных направлениях деятельности с быстрыми потенциальными результатами;
— сконцентрировать усилие на краткосрочных, наглядных, безотлагательных и легко досягаемых видах деятельности и целях (уровень усилий должен отвечать ожидаемым результатам);
— обеспечить периодические измерения и отчеты.

7. Стимулировать рабочих и менеджеров к достижению высокой производительности:
— научить рабочих умению определять ограничение и решать проблемы;
— уменьшить чувство страха перед изменениями с помощью программирования, повышения квалификации и учебы;
— выражать благодарность рабочим и менеджерам среднего звена за наилучшие групповые результаты;
— обеспечить полную загрузку рабочих на протяжении дня;
— поощрять участие рабочих в кампании за повышение производительности (кружки производительности и качества, консультативные комитеты и т.п. ).

8. Поддерживать уровень усилий по повышении производительности:
— не давать расслабиться после выполнения программы;
— быть готовыми начать следующие программы повышения производительности.

9. Контролировать организационный климат:
— создавать климат взаимного доверия между рабочими и менеджерами;
— поддерживать высокое качество методов измерения;
— выпускать регулярные отчеты о расходах и качестве продукции;
— поддерживать у менеджеров и специалистов постоянный интерес к деятельности по повышении производительности;
— никогда не пытаться реализовать одновременно несколько программ по производительности;
— не забывать о постоянной необходимости учебы рабочих и менеджеров.

Существенное повышение производительности возможно лишь при условии комплексной работы за многими направлениями, при активном привлечении всего персонала предприятия от рядовых работников к высшему руководству.

Добавить комментарий