Прямой маркетинг

Прямой маркетинг — это предоставление коммерчески важной информации о товарах или услугах непосредственно целевым потребителям с целью осуществления продажи.

В последнее время прямой маркетинг, как элемент комплекса маркетинговых коммуникаций, набрал особенного развития. Через свойственные ему позитивные особенности. Это, в частности:
— индивидуальный характер общения товаропроизводителя и потребителя;
— удобство процессов выбора и приобретения товаров или услуг;
— широкие возможности предоставления потребителю необходимой информации;
— целенаправленность информационного влияния;
— возможность налаживания постоянных деловых отношений с потребителями, измерения их реакции на соответствующие обращения;
— возможность получения быстрой реакции рынка на сделанные коммерческие предложения;
— высокая оперативность создания информационных сообщений и возможность их коррекции в зависимости от реакции потребителей.

Среди средств информационного общения самыми известными в прямом маркетинге есть такие:
— прямые почтовые обращения, когда информационные материалы (проспекты, брошюры, прейскуранты и тому подобное) посылаются почтой непосредственно потребителю;
— телемаркетинг: общение с потребителем осуществляется телефоном с использованием разнообразных телекоммуникационных и информационных технологий;
— реклама с прямым отзывом: реклама через газеты, журналы, телевидение предусматривает получение предприятием-рекламодателем непосредственного отзыва потребителя (вопрос дополнительной информации или конкретное предложение приобретения товара);
— маркетинг за каталогами: продажа товаров за каталогами, которые посылаются потребителю почтой или распространяются через магазины;
— электронный маркетинг: продажа товаров через Internet, с помощью кабельного или спутникового телевидения.

Для успешной реализации программ прямого маркетинга необходимо несколько предпосылок, а в первую очередь создание на предприятии соответствующих баз данных о потребителях. Такие базы данных должны вмещать названия фирм-потребителей или фамилии клиентов, их адреса, номера телефонов, характерные черты или признаки их бизнеса, данные о заключенных ими соглашениях, тип и частоту закупок, критерии выбора товаров и тому подобное. Такие базы данных дают возможность идентифицировать целевой рынок предприятия, увеличить целенаправленность информационного влияния.

Важной предпосылкой прямого маркетинга является, безусловно, соответствующее техническое обеспечение его процессов.