Сегментация рынка

Аспектом изучения рынка является его классификация за группами потребителей, или сегментация рынка.
Сегментация рынка – это деление его на части (сегменты) с учетом определенных особенностей потребителей, которые одинаково реагируют на одинаковые товары.

Такими особенностями являются:
а) демографические факторы (возраст, пол уровень доходов, образование, национальность, место проживания);
б) экономические факторы (уровень текущих доходов, объем сбережений);
в) семейное и социальное положение (состав семьи, род занятий, социальное окружение);
г) психологические характеристики (черты характера человека, жизненная позиция).

Маркетолог, который сегментирует, например, рынок обуви, обязательно разделит потребителей за их возрастом (обувь для молодежи и для преклонных лет), по месту жительства (для сельской местности, для города) и тому подобное.

Проводя сегментацию рынка, фирма пытается найти такую группу потребителей, чтобы ее спрос на товары фирмы существенно рос и чтобы фирма могла эффективно ее обслуживать. Такой сегмент рынка называется рыночной нишей.

Самым удачным результатом маркетинговой деятельности фирмы является выявление еще не освоенного, не занятого конкурентами сегмента рынка. Такой сегмент называется рыночным окном; он дает, как правило, наивысшие прибыли.

На основе определенных критериев фирма классифицирует товарную массу и сегментирует потенциальный рынок, потом определяет, какие товары и для кого будет производить. Дальше со счетом необходимой товарной гаммы и сегментов, которые в значительной мере реализуют рыночные возможности фирмы, продает товар.

Изучение потребителя, потребитель на всех состояниях маркетинговых исследований является их центральным объектом. Маркетологи изучают. Кто, как, когда, где и почему покупает определенный продукт.

Основной вопрос в изучении потребителя: как покупатели реагируют на резей побудительные приемы маркетинга?

Основными побудительными факторами маркетинга является товар, цена, способы реализации товара, стимулирования сбыта.

Потребители по-разному реагируют на перечисленные факторы. В зависимости от своих привычек и желаний они могут принять решение купить или не купить товар. На основе принятого решения покупатель избирает конкретный товар, время, место покупки.