Содержательные теории мотивации

В данной группе наиболее известными являются теории Маслоу, Герцберга, Альдерфера и Мак-Клеланда.

Авторы содержательных теорий мотивации основное внимание уделяют группировке, классификации потребностей и выяснению мотивирующего влияния разных групп потребностей.

Потребность в наиболее общей форме — это ощущение индивидом необходимости чего-либо.

Многообразие потребностей, их значимость в жизни общества не только допускают, но и требуют разных критериев их классификации. Очевидно, можно говорить об определенном объекте и субъект потребностей, их характеры (первичные и вторичные). Различаются также материальные и духовные, осознанные и неосознанные потребности и т.д.

При оценке удовлетворения потребностей необходимо различать последовательность удовлетворения разных потребностей и “цену” их удовольствия. Понятно, что значимость разных потребностей для конкретных индивидов существенно варьируется. Для одних исключительно важные защищенность, уверенность в сохранении места работы, для других приоритетом является уважение окружающих, условия для самовыражения даже при угрозе потерять рабочее место. Отсюда выплывает, что и “цена” удовлетворения всей совокупности потребностей также является характеристикой индивидуальной.

Потребности особенно значимы, пока они довольны не в полной мере. С ростом производительности труда, личных доходов растет значимость удовлетворения вторичных потребностей.

Взнос А. Маслоу в развитие теории мотивации включает, во-первых, группировку многообразия потребностей в многоуровневую систему из пяти групп:
1) физиологичные (еда, одежда, жилье);
2) безопасность и защищенность (особенно значимые в переломные периоды, при угрозе безработицы и т.д.);
3) принадлежность и причастность;
4) уважение, признание и т.п.;
5) самовыражение.

Во-вторых, А. Маслоу первые две группы рассматривал как первичные, а три другие, высшие группы — как вторичные потребности. В меру удовлетворения более низких становится все более значимым удовлетворение высших потребностей.

В-третьих, развитие человеческой личности означает развитие его творческих возможностей, поэтому высшие потребности, особенно в самовыражении, не могут быть довольны в полной мере.

К. Альдерфер, во-первых, предложил другие критерии классификации потребностей. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста. Эта классификация наглядно соотносится с группами потребностей теории Маслоу.

Потребности существования включают физиологичные потребности и потребности безопасности. Потребности связи близки к потребностям причастности и принадлежности. Потребности роста включают потребности самовыражения, а также потребности признания и самоутверждения, что связаны с развитием уверенности, самоусовершенствованием.

Во-вторых, Альдерфер считает, что удовлетворение потребностей идет не только по растущей — от низшего уровня к более высокому, но и сверху вниз. При неудовлетворении потребности высшего уровня активизируется значимость потребностей более низкого уровня.

В теории приобретенных потребностей П. Мак-Клеланда ударение, как и в теории К. Альдерфера, делается на потребности высших уровней. Мак-Клеланд выделяет потребности достижения, соучастия и владычества. Все эти потребности приобретены человеком под воздействием учебы, производственного опыта, жизненных обстоятельств.

Потребности достижения побуждают человека охотно принимать решение, брать ответственность за решение умеренно сложных задач, что дают ощутимый результат в сравнительно короткий срок. Постоянное самостоятельное получение даже не выдающихся результатов мотивирует таких исполнителей много и охотно работать для достижения целей организации.