Управление конкурентоспособностью предприятия

Управление конкурентоспособностью предприятия представляет собой определенный аспект менеджмента предприятия, направленного на формирование, развитие и реализацию конкурентных преимуществ и обеспечение жизнеспособности предприятия как субъекта экономической конкуренции.

Современная концепция управления конкурентоспособностью предприятия основывается на использовании базовых положений науки управления, в соответствии с которыми основными элементами системы управления является цель, объект и субъект, методология и принципы, процесс и функции управления.

Целью управления конкурентоспособностью предприятия является обеспечение жизнеспособности и постоянного функционирования предприятия при каких-нибудь экономических, политических, социальных и других изменениях в его внешней среде.

Управление конкурентоспособностью предприятия должно быть направленным на:
1. нейтрализацию (преодоление) или ограничение количества негативных (деструктивных) факторов влияния на уровень конкурентоспособности предприятия путем формирования защиты против них;
2. использование позитивных внешних факторов влияния для наращивания и реализации конкурентных преимуществ предприятия;
обеспечение гибкости управленческих действий и решений – их синхронизации с динамикой действия негативных и позитивных факторов конкуренции на определенном рынке.

Субъектами управления конкурентоспособностью предприятия является определенный круг лиц, которые реализуют его (управление) цель:
1. владелец предприятия, который при каких-нибудь условиях должен принимать непосредственное участие в формировании стратегических целей и заданий предприятия, связанных с экономическими интересами и финансовыми возможностями владельца;
2. высший управленческий персонал предприятия (директор, заместители директора и руководители тех подразделов предприятия, которые формируют цепь ценностей предприятия);
3. линейные менеджеры операционных подразделов предприятия, которые являются ответственными за эффективную реализацию планов действий по обеспечении надлежащего уровня конкурентоспособности;
4. менеджеры-экономисты консалтинговых фирм, которые привлекаются на предприятие на платной основе для разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности;
5. государственные и ведомственные управленческие структуры и органы, полномочие которых определяются соответствующими нормативными документами.

Методологической основой управления конкурентоспособностью предприятия являются концептуальные положения современной экономической и управленческой теории, в частности — ключевые положения теории рынка, теории конкуренции и конкурентных преимуществ, концепции стратегического управления, современной управленческой парадигмы, а также базовые принципы и прикладные инструменты, наработанные в рамках современных управленческих подходов, в частности – процессного, системного, ситуативного.

Из позиции процессного подхода управления конкурентоспособностью предприятия представляет собой процесс реализации определенной совокупности управленческих функций — целеустановления, планирования, организации, мотивации и контроля деятельности по формировании конкурентных преимуществ и обеспечении жизнедеятельности предприятия как субъекта экономической деятельности. При этом:
— функция “целеустановления” обусловливает ориентацию управления конкурентоспособностью предприятия на достижение определенных целей, под которыми понимается будущий уровень конкурентоспособности объекта управления, которого предусматривается достичь;
— функция “планирования” предусматривает формирование стратегии и тактики реализации целей и заданий, разработку программ, составления планов и графиков реализации отдельных мероприятий наращивания конкурентоспособности как в целом по предприятию, так и по его отдельным структурным подразделениям;
— функция “организация” обеспечивает практическую реализацию принятых планов и программ; с ней связанные вопросы распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов между отдельными направлениями операционной деятельности; также в процессе организационной деятельности обеспечивается необходимая согласованность действий операционных подразделов и отдельных специалистов в реализации принятых планов;
— функция “мотивация” обеспечивает использование мотивационных (как экономических, так и психологических) регуляторов активности субъектов управления конкурентоспособностью предприятия;

функция “контроль” обеспечивает присмотр и проверку соответствия достигнутого уровня конкурентоспособности предприятия выставленным требованиям; предусматривает разработку стандартов для контроля в виде системы количественных показателей, которые дают возможность проверить результативность процесса реализации произведенных планов и программ, или их отдельных мероприятий, своевременно вносить изменения, которые способствуют достижению поставленной цели предприятия.

Добавить комментарий