Управление программой повышения конкурентоспособности

Управление программой повышения конкурентоспособности – это искусство координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности для достижения определенных в программе результатов относительно состава и объема работ, стоимости, времени, качества, целевого уровня конкурентоспособности и уровня удовлетворения участников программы. Успешное выполнение программы (проекта) повышения конкурентоспособности оценивается за совокупностью установленных на этапе разработки критериев: сроки завершения программы, стоимость и бюджет программы, качество выполнения работ и спецификации требований к результатам, степень удовлетворения заказчиков.

В основу управления разработкой и реализацией программы повышения конкурентоспособности возлагаются следующие принципы:
· соединение единоначалия руководителя и коллегиальных полномочий представителей групп для общего принятия решений;
· надел руководителей полномочиями и ответственностью при принятии решений;
· организация единственного управления на всех стадиях разработки и реализации программы;
· соблюдение сроков и сбалансированности ресурсов, которые используются;
· комплексный учет интересов всех привлеченных и заинтересованных сторон, и в первую очередь, – участников программы.

Участниками программы повышения конкурентоспособности могут выступать:
1. Главный участник – это Заказчик, то есть будущий владелец и пользователь результатов программы (для программы повышения конкурентоспособности предприятия Заказчиком чаще всего выступают владельцы предприятия та/або высшее звено менеджмента).
2. Инвестор – это сторона, которая вкладывает денежные ресурсы в программу (может быть одним лицом с Заказчиком).
3. Проектировщик – разработчик проектно-отчетной документации.
4. Поставщик, который отвечает за материально-техническое обеспечение программы (проекта).
5. Подрядчик – юридическое лицо, которое несет ответственность за выполнение работ согласно с контрактами.
6. Консультант.
7. Руководитель программой (проектом) – это обычно проект-менеджер, то есть, физическое лицо, которому Заказчик делегирует полномочие по руководству работами по программе (проекта) (планирование, контроль и координирования работ участников программы).
8. Команда программы (проекта) – это организационная структура под руководством проект-менеджера, которая создается на период внедрения программы (проекта) с целью эффективного достижения ее целей.
9. Банк – как инвестор (один ли из основных инвесторов).

Среди основных средств повышения конкурентоспособности предприятия можно выделить:
— промышленный инжиниринг: компьютеризация и автоматизация процессов на предприятии, обеспечения гибкости производственного процесса;
— организационное развитие;
— экономические средства: управление запасами, финансами;
— бихевиористские средства.

Одним из эффективных средств повышения конкурентоспособности является применение ЭВМ, которое позволяет сократить время в десятки раз, особенно при исследованиях, проектировании, разработке документации, модельных испытаниях, а фактор опережения во времени является одним из важнейших в конкурентной борьбе. Автоматизация бизнес-процессов, применение гибких производственных систем кроме повышения производительности и конкурентоспособности способствует и решению социальных проблем (высвобождение человека от однообразного физического труда и превращения ее у творческого участника производственного процесса).

Под организационным развитием понимают внедрение новых прогрессивных методов организации бизнес процессов, технологий, способных революционизировать процессы, и даже создать принципиально новые направления деятельности.

Важным заданием повышения конкурентоспособности является также сокращение длительности производственно-коммерческих циклов.

Под бихевиористским развитием организации понимают изменение поведения ее сотрудников и их взаимоотношений. Развитие человеческих отношений и обновление организации на основе широкого участия персонала в управлении, личной его заинтересованности и удовлетворенности результатами бизнес-процессов и моральным климатом в организации являются или не основным средством повышения конкурентоспособности.

К основным организационным формам повышения конкурентоспособности относятся:
— кружки повышения качества и производительности;
— группы по повышении качества и производительности;
— комплексные бригады по повышении качества и производительности;
— фирмы повышения производительности.
Кружок качества – группа сотрудников, что функционирует непосредственно на рабочих местах, основной задачей которой является поиск, изучение и решение практических задач, а также постоянная учеба (члены кружка при участии мастера читают и обсуждают профессиональную литературу, перенимают опыт, применяя его при решении практических проблем). При формировании кружков применяются принципы добровольности участия и непрерывности деятельности; количество участников составляет от 3 к 12 человек. Внедрение кружков улучшает моральный климат в организации, обеспечивает творческий подход работников к решению операционных проблем.

Группы по повышении производительности, качества и конкурентоспособности возникли на основе кружков качества. Данный подход заключается в общих действиях сотрудников для выполнения конкретной задачи. Существуют такие типы групп:
— группы совершенствования деятельности структурных подразделений организации;
— группы совершенствования процессов;
— программно-целевые группы.

Наилучшим средством реализации процесса улучшения работы является создание специальных групп усовершенствования деятельности.
К комплексным бригадам по повышении качества и производительности входят специалисты-эксперты по составляющим бизнес-процесса: управлению, финансовому обеспечению, исследованиям и разработкам продукта, планированию производства, технологическому процессу и обеспечению качества. Крайне важной является роль руководителя комплексной бригады. Особенно эффективной и целесообразной является работа данной бригады на этапе разработки новой продукции.

На сегодняшний день жесткие условия конкуренции вынуждают фирмы в целях повышения конкурентоспособности искать специфические, укрупненные формы организации деятельности. Это вызвано необходимостью концентрации как профессионального потенциала, так и финансового капитала. Одной из таких форм является создание фирм по повышении производительности в отраслях – сферах производственной деятельности, которые характеризуются использованием похожих технологий, например автомобилестроение, транспорт, банковское дело, страхование, торговля, консалтинг. Повышение производительности с использованием услуг таких фирм происходит за счет удешевления услуг в связи с их одноразовой разработкой (с соответствующим частичным финансированием) и последующего тиражирования результатов.

Основными сферами повышения конкурентоспособности выступают:
— управление инновациями и технологиями;
— процесс производства;
— использование информации;
— управление человеческими ресурсами;
— управление изменениями и тому подобное.

В сфере технологий весомые резервы повышения конкурентоспособности охватывают: исключение дублирования в исследованиях с целью избежания лишних расходов, установившееся финансирование государственного заказа на исследование и реализацию национальных целевых программ, совместные работы с зарубежными инвесторами и фирмами. Внедрение инноваций способствует достижению рыночных конкурентных преимуществ благодаря опережению конкурентов во времени.

Перспективными направлениями повышения конкурентоспособности в производстве являются: совершенствования использования оборудования, материалов и энергии, а также организации процесса производства, улучшения качества и своевременности получения информации всеми звеньями производственного процесса.

Активизация человеческого фактора в повышении конкурентоспособности сопровождается изменением системы организационных ценностей и правил поведения в целом и улучшением отношения к выполняемой работе отдельных работников в частности. Кадры являются крайне важным капиталом предприятия, а их учеба как краткосрочный систематический процесс, направленный на совершенствование умений и навыков и предназначенный для решения заданий конкурентоспособности, способствует в том числе снижению социальной напряженности, улучшению внутриорганизационного климата.

Добавить комментарий